Основные этапы анализа конкурентов:1) Поиск конкурентов.Перед началом подробного анализа нужно понять кто является вашими конкурентами. Конкуренты могут быть прямыми и косвенными. Прямые конкуренты производят такие же товары и услуги, как и вы. Косвенные конкуренты создают товары, которые могут заменить ваши.
Где можно найти конкурентов:• Бриф от клиента;
• Поиск в интернете и соцсетях;
• Рейтинги в отрасли;
• Опрос среди потребителей товаров и услуг.
Для проведения качественного анализа рекомендуем определить для себя 2−3 основных конкурента и 3−6 косвенных конкурентов. Не стоит брать большее количество, так как увеличивается вероятность запутаться в цифрах и контенте. Как правило действующие социальные сети указаны на официальных сайтах брендов. Не берите во внимание тех конкурентов, которые давно не ведут социальные сети. Исключением может быть, действительно, интересный контент и небольшое количество конкурентов. Для удобства советуем подготовить таблицу, в которой будут фиксироваться важные моменты (основные метрики, анализ контента, значимые комментарии и пометки).
2) Анализ по ключевым метрикам. Так как для анализа потребуется много метрик, то лучше всего пользоваться сервисами, которые занимаются сбором информации и аналитикой социальных сетей. Одним из таких сервисов является Livedune. Заходим в данный сервис, добавляем необходимые социальные сети (свои и конкурентов) на Дашборд. Переходим в модуль «Сравнение» и нажимаем «Выбрать аккаунты для сравнения». Откроется окно со всеми аккаунтами и проектами вашего Дашборда. Если хотите сравнить определенные аккаунты, то напротив нужных включите тумблер.
Используйте поисковую строку, чтобы быстро найти нужные аккаунты.
Данный раздел поможет решить сразу несколько задач: проанализировать от одного до нескольких аккаунтов за разные периоды времени, а также сделать анализ своего аккаунта и аккаунтов конкурентов в одном окне, чтобы наглядно увидеть динамику и сделать выводы.
В правом верхнем углу выбираем необходимый временной диапазон. Сервис автоматически сравнит друг с другом и проанализирует соцсети.
В зависимости от социальной сети будут доступны следующие метрики для сравнения:• Количество подписчиков;
• Количество постов;
• Реакции (лайки, комментарии, репосты, сохранения, голоса);
• Просмотры;
• Уровень вовлеченности (ER, ERR).
Также, для удобства посчитаны средние показатели данных метрик.
Наша цель на этом этапе — выяснить средние показатели для отрасли. Мы можем пользоваться как интерфейсом Livedune, так и формировать выгрузки в XLSX формате, собирая собственную большую таблицу. Более подробную инструкцию по работе с модулем «Сравнение» в Livedune и ключевые фишки вы можете получить по ссылке:
livedune.ru/blog/sravnenie_akkauntovЧто нам нужно выяснить: • Среднее количество постов, которое публикуют представители индустрии/конкуренты;
• Ежемесячный прирост каждого конкурента, чтобы разбить аккаунты на группы по скорости роста, а значит и потенциально — объему вложений;
• Естественно, разбить на группы по количеству подписчиков;
• А ещё разбить на группы с разным ER.
Что мы получим:Мы сможем выяснить как растут «большие», и как растут «маленькие» аккаунты в отрасли, какое количество публикаций производится в среднем, а также как меняется ER в зависимости от размера аккаунта и от количества публикуемых материалов. Полученные данные можно и нужно использовать для оценки собственных результатов.
Следующим шагом можно перейти отдельно в каждый из аккаунтов и найти более расширенную информацию.
3) Анализ контента.Большое количество реакций и высокий показатель ER определяет качество контента. Чем выше эти показатели, тем выше попадание в интересы аудитории.
По охвату мы можем определить какая часть пользователей реально просматривает контент. Однако, охват доступен только для собственных профилей. Вы не можете посмотреть охват для аккаунтов конкурентов. Поэтому на момент анализа конкурентов мы рекомендуем полагаться именно на интеракции и ER. Просто, иного не дано.
Перейдя в Livedune в нужный аккаунт во вкладку «Посты», можно определить самые популярные публикации, например, по ER. Как правило, ТОПовыми являются конкурсные публикации, опросы, викторины. Иными словами, публикации с призывом к подписчикам.
Важно на этом этапе
оценить, какие публикации набирают больше всего реакций у пользователей. Какие темы интересны пользователям? Какие механики конкурсов и активности они применяют. Возможно, какие-то фишки можно перенять и доработать для своего аккаунта.
Определите основные особенности и недостатки, ограничения и возможности для каждой соцсети и отметьте их для наглядности в таблице.
Проанализируйте все посты за указанный период. На какие темы пишут конкуренты? Как в контенте отражается УТП продукта? Как много вовлекающих постов? На данном этапе можно понять есть ли у конкурентов рубрикатор, какие основные рубрики можно выделить.
Оцените оформление аккаунтов конкурентов в конкретной социальной сети. Задействованы ли в работе меню, товар, контакты и другие инструменты? Понятно, что некоторые из инструментов подходят не для каждой отрасли. Важно оценить, всё ли применили конкуренты из того, что могли.
Изучите описание страницы. Указано ли в нем УТП?Оцените визуальное оформление страницы. Есть ли фирменный стиль (цвета и шрифт)? Насколько лента выглядит современно и гармонично? В контенте применяются фотографии со стока или же конкуренты проводят собственные фотосессии? Насколько продуман логотип и все ли элементы в нем легко читаемы?
Если у конкурента ведется несколько социальных сетей,
отметьте, есть ли кросспостинг или на каждой странице уникальные публикации. Если во всех активных социальных сетях конкурента публикуются одинаковые посты, проверьте, есть ли адаптация под каждую социальную сеть?
Обратите внимание на частоту и регулярность постинга. Перерывы между публикациями не должны быть большими.
4) Коммуникация с аудиторией. В первую очередь, обратите внимание на то, открыты ли комментарии? Если комментарии открыты, проверьте наличие модерации. Как быстро обрабатываются комментарии, насколько они полезны. Как в аккаунте реагируют на негативные комментарии?
В каком формате бренд обращается к комментаторам, на «ты» или на «вы». Однообразны ли ответы (действуют по скрипту) или же более лояльны и целенаправленны. Также проанализируйте тональность ответов на комментарии в разных социальных сетях.